|
|
 Слово
Валаам иногда переводят с финского языка как "высокое место",
что скорее соответствует не истине, а тому впечатлению, которое
производит облик островов: "Как легкое бремя лежит обитель
на плечах гиганта - высокой, длинной гранитной скалы" -
писал путешественник XIX в. Топоним Валаам" связывали также
с именембиблейского пророка Валаама. Собственно монастырская
традиция объясняет название острова от имени языческого бога
Велеса (Волоса, Ваала). Версия церковных историков, сомнительная
в части происхождения топонима, справедлива в том, что в древности
православная обитель пришла на смену языческому святилищу. Монастырские скиты, церкви, часовни Валаама являются
произведениями архитектуры так называемого русского
стиля.
МОНАСТЫРЬ
И СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР /1887-1896/. Архитекторы
Г. И. Карпов, А. Н. Силин, Н. Д. Прокофьев. Нижняя церковь
- во имя ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ /освящена в 1892 г./, верхняя - в
честь ПРЕОБРАЖЕНИЯГОСПОДНЯ /освящена в 1896 г./.
Собор
стоит на том месте, где, по преданию, в "глубоко иссеченной
скале" покоятся святые мощи преподобных Сергия и Германа,
основателей обители. Они, как говорит предание, оставались
в скале и во время столетнего запустения острова в XVII в.
(территория архипелага с разрушенным шведами до основания
монастырем вместе 
со всей Ладожской Карелией отошла к Швеции
в 1617 г.), давая валаамским инокам, укрывшимся в монастыре Старой Ладоги, надежду на возвращение.
Со времени "второго рождения" монастыря в 1719-1721
гг. на этом месте ставились все соборные храмы: каменный
Спасо-Преображенский собор, 
разобранный накануне строительства
нынешнего, и по крайней мере две деревянные Преображенские
церкви, о которых упоминают монастырские документы 1751 и
1754 гг. Путешественник Я. Мордвинов в 1777 г. писал, что
в соборной церкви есть придел св. Сергия и Германа, "где
мощи преподобных под спудом, а сверху сделаны раки, и на раках
положены живописные их образы". Службы в соборе были
прекращены в 1940 г. в связи с эвакуацией братии с острова, последовавшей в ходе советско-финляндской войны. Достопримечательностью
соборной колокольни был тысячепудовый Андреевский (во имя
апостола Андрея) колокол (не сохранился).
Спасо-Преображенский собор опоясывают два четырехугольника КЕЛЕЙНЫХ
ЗДАНИЙ. Внутренний четырехугольник /1785-1801/ составляют
самые ранние каменные здания монастыря, выстроенные игуменом
Назарием, начавшим 
каменное строительство на Валааме. Здесь
размещались: настоятельские кельи (западная линия), братская
трапезная (северная линия), братские кельи (южная линия). Северную
линию замыкает УСПЕНСКАЯ церковь /1785 г., в XIX в. перестроена/. Южная линия заканчивается церковью,
освященной в честь ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ВАЛААМСКОЙ в 2002 г. (бывшая Никольская, позднее
монастырское древлехранилище). Внешний четырехугольник строился
в несколько этапов на протяжении XIX 
в. и был закончен в начале
XX в. Помимо братских келий размещались: на южной линии - рухольная,
сапожная и портняжная мастерские, просфорная, свечной завод;
на западной - резная мастерская; в северной части - иконописная
мастерская, фотография, больница, аптека; в восточной - ризница,
канцелярия, библиотека. В XIX в. к кельям был проведен водопровод,
в начале XX в. устроено водяное отопление. В центре южной линии
находятся СВЯТЫЕ ВРАТА и
надвратная церковь св. АПОСТОЛОВ ПЕТРА
И ПАВЛА /1809/. По одной оси с ней, на противоположной
стороне - церковь ЖИВОНОСНОГО ИСТОЧНИКА
И ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ /1814, 1837/ .
Западнее Святых ворот - "ЦАРСКИЕ
КЕЛЬИ", получившие свое название после пребывания
в них императоров Александра I, затем Александра II.
Многие русские цари, великие князья
лично покровительствовали Валаамскому монастырю, который
с 1811 г. находился на территории Великого княжества Финляндского
и являлся своего рода представителем России в этой лютеранской
окраине империи. Уникальная связь Валаама и царствующего дома
запечатлена в валаамских часовнях, поклонных крестах, колоколах,
иконах. На ПАМЯТНОЙ СТЕЛЕ с именами "Высочайших особ, изволивших посетить Валаамский
монастырь", зафиксированы как реальные, так и легендарные
события валаамской истории. К последним относится посещение
Валаама императором Петром Великим, а также указ императора
от 1715 г., согласно которому, как верили монахи, обитель
была возрождена после столетнего запустения в результате победы
над шведами и возвращения территории Карелии Российскому государству
в ходе Северной войны. Несмотря на то, что Синод еще в 1736
г. установил: "о строении того монастыря государя императора...
указа не имеется", легенде о личном участии Петра 1 в
возрождении монастыря была суждена долгая жизнь, что показывает
и надпись, выбитая в камне. Продолжает список Александр I,
в 1819 г. положивший начало традиции личных посещений Валаама
членами царской фамилии.
На скалистом берегу Монастырской бухты, под горой Фавор, на
которой стоит монастырь, находится ПОКРОВСКАЯ
часовня /построена в 1820-х годах, в 80-х гг. XX
в. утрачена ивосстановлена/. Согласно монастырскому преданию, в древности святые мощи преподобных
Сергия и Германа четырежды вывозились с Валаама в
Новгород в связи с опасностью шведского нашествия. В последний
раз они были возвращены на Валаам в 1180 г. ( согласно монастырским
легендам, Валаамский монастырь, возможно, был основан в X
веке). Покровская часовня является памятником обретению святых
мощей преп.Сергия и Германа и окончательному избавлению обители
от шведских набегов, а скала, на которой стоит часовня, -
легендарным местом, куда причаливало судно, доставившее на
Валаам главную монастырскую святыню. Прежде чем святые мощи
были опущены в скалу на вершине горы, где впоследствии встали
монастырские здания, они были подняты наверх по тропе, именуемой
"древней дорогой водоносов". Этот путь отмечает ПАМЯТНЫЙ ЗНАК на скальном
выступе - восьмиконечный крест и надпись "Сей памятник
сделан при игумене Иофане 1829 год".
К северу от центрального комплекса находится СТАРОЕ
БРАТСКОЕ КЛАДБИЩЕ с захоронениями монахов и благотворителей
монастыря. Надгробные плиты датируются XIX-XX веками. Достопримечательностью
кладбища была так называемая могила шведского короля Магнуса
(в первозданном виде утрачена). По монастырской легенде, флот
Магнуса во время похода на Новгород и Карелию (1371г.) 
погиб,
застигнутый бурей в Ладоге, сам же король спасся на Валааме,
где в благодарность за свое чудесное избавление от смерти
принял православие, против которого раньше боролся, постригся
в монахи и здесь же, на Валааме, вскоре скончался. Историк
XIX века писал: "Темные предания Валаама особенно замечательны;
иноки его,
как бы недовольные славою собственных великих угодников хотели
иметь в числе братии царственного врага ея, оружия коего некогда
трепетали. " Вместе с тем легендарная могила напоминала
о заслугах монастыря перед православным миром и возвращала
посетителей обители к драматическим событиям ранней истории
Валаама.

|
игумен Иннокентий |
В километре от центрального комплекса
находится ИГУМЕНСКОЕ КЛАДБИЩЕ,
путь к которому лежит вдоль аллеи столетних пихт и лиственниц.
В начале дороги, слева, можно видеть старинную АЛЛЕЮ
ОДИНОКОГО МОНАХА, высаженную вдоль ограды Верхнего
сада. Кладбище возникло в той местности, где по завершении
настоятельской деятельности уединенно жил бывший глава монастыря
игумен Назарий /1782 - 1801/ Место его пустыни отмечает ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ /1859/,
на нем памятная надпись. Неподалеку церковь церковь
ВСЕХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЕЦ В ПОСТЕ ПРОСИЯВШИХ /1876/.
Отдельно от нее выстроена колокольня, напоминающая по форме
арку, под ней проходит дорожка, спускающаяся к захоронениям
монахов. Церковь и могилы валаамских игуменов возле нее (их
пять) расположены на искусственном насыпном холме. Рядом с
алтарем - могила игумена Дамаскина (управлял обителью с 1839 по 1881 год), значение которого
для Валаама сравнивали со значением для России Петра I. Под
его главенством монастырь превратился в один из 
богатейших
и крупнейших монастырей Русской православной церкви и приобрел
известность российской православной святыни за границей. В
результате руководимого им строительства скитов, хозяйственных
зданий, дорог, каналов Валаам превратился в "монашескую
республику" (по определению монастырского публициста),
число насельников которой к нач. XX в. превышало тысячу
человек. Ряд захоронений настоятелей завершает могила игумена
Павлина, в схиме Павла, скончавшегося на Валааме в 1935 г.
Сменивший его на посту игумена о. Харитон продолжил свою деятельность
уже в Финляндии в Нововалаамском монастыре, ставшем преемником
Старого Валаама.
Недалеко от Святых врат находится ЗНАМЕНСКАЯ
часовня /1862/ - "признательный памятник иноков,
вещающий о высоком благочестии царствующего дома" (из
монастырских изданий). Построена из местного, приладожского
мрамора в т.н. русском стиле по проекту архитектора А. М.
Горностаева в честь посещения Валаама императором Александром
II в 1858 г., о чем свидетельствует памятная надпись в медальоне
на крыше часовни.
В МОНАСТЫРСКОЙ БУХТЕ
Сюда издавна причаливали суда с богомольцами и посетителями
монастыря, а в XVIII в. шумели пестрые ярмарки, собиравшие
сотни столичных и окрестных жителей побережья. Паломничество
к монастырским святыням традиционно начиналось от часовни
во имя ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" /1896/, поставленной в честь великого князя Владимира Александровича.
Унаследовавший от своего отца императора Александра II почтительное
отношение к Валаамской обители, оказывавший особое
покровительство 
российской святыне за границей, великий князь
не раз посещал монастырь и лично заложил первый камень в фундамент
нового собора. Напротив часовни, на скале подругую сторону
бухты увековечен памятнойнадписью визит другого великого
князя - Константина Николаевича /1844/.
Рядом находится знаменитый валаамский футшток - выбитые прямо
на скале шкала с делениями, при помощи которой с 1859 г. монастырские
метеорологи "на пользу науки и отечества" измеряли
уровень воды в Ладожском озере. У дороги, ведущей к монастырю,
стоит БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ часовня,
рядом с ней КАРЕТНЫЙ-КОНЮШЕННЫЙ ДОМ.
Эти здания относятся к числу самых старых каменных строений
на Валааме (до середины 80-х гг. XVIII
в. здания монастыря были деревянными). Севернее каретно-конюшенного
дома - так называемый "средний" яблоневый сад, через дорогу, у подножия горы - "нижний".
На территории центрального комплекса монастыря, к востоку
от собора - "верхний" ("аптекарский") сад.
Для братии, искавшей большего уединения,
на разном расстоянии от монастыря на самом Валааме и других
островах устроены скиты, к 1917 г. их насчитывалось тринадцать.
Первый по времени постройки и самый крупный - ВСЕХСВЯТСКИЙ на острове
Скитском (другое название - Большой скит, до 100 монахов).
Дорога к нему ведет мимо придорожного знака на скале "Сделана
сия дорога 1845", ВЛАДИМИРСКОЙ
часовни, проходит
по мосту через искусственный канал (на арке моста надпись:
"Возобновлена сия канава 1860 г. "), далее мимо
сосны-великана (возраст ок. 400 лет). Незадолго до появления
скита, на перекрестке дорог, - каменный ПОКЛОННЫЙ
КРЕСТ, вскоре - ШИШКИНСКАЯ СОСНА, от которой начинается
дубовая аллея, ведущая к скиту и часовне
КРЕСТНЫХ СТРАДАНИЙ /1842, архитектор К. Брандт/.
Всехсвятский скит построен игуменом Назарием в 1793 году в
память о жившем в этой местности в XV в. валаамском подвижнике
святом Александре Свирском - "чтоб оное место не пришло
в забвение". При игумене Дамаскине скит был перестроен
(архитекторы К. Брандт, А. М. Горностаев). Церковь скита:
нижний храм ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ /1849/, верхний - ВО ИМЯ ВСЕХ НЕБЕСНЫХ
СИЛ БЕСПЛОТНЫХ /1850/ - первая на Валааме и одна
из лучших построек в "русском стиле" А. М. Горностаева.
На территории скита располагались восемь одноэтажных зданий,
братские кельи, настоятельский корпус, трапезная, хозяйственные
помещения. Всехсвятский скит имел особо строгий устав, разрешавший
женщинам посещать скит только 1 день в году, в праздник Всех
Святых, и славился своими старцами, некоторые из которых похоронены
у алтарной стены храма. Внутри скита, за оградой и вдоль окружной
дороги - посадки пихты, кедровой сосны, яблонь, вишен, ягодных
кустарниов.
К северо-востоку от монастыря на острове Святом находится СВЯТООСТРОВСКИЙ СКИТ с деревянной
церковью во имя святого Александра Свирского /1855/. По монастырскому
преданию, знаменитый валаамский подвижник конца XV - начала
XVI веков, будущий основатель монастыря на Свири преп. Александр
был первым обитателем этого пустынного острова. В Валаамском
монастыре особо почитались ПЕЩЕРА, в которой, согласно легенде,
спасался преподобный, рядом с ней деревянный крест 1759 г.,
а также каменный крест, поставленный в 1854 г. над могильной
ямой, чтобы увековечить могилу, "которую для памяти смертной
своими руками ископал преп. Александр Свирский во дни постных
подвигов своих на этом острове". Представление о пещере
как о жилище св. Александра бытовало в монастыре в XIX в.,
до этого времени пещера считалась местом отшельничества преп.
Сергия и Германа Валаамских. В 1777 г. путешественник Я. Мордвинов
нашел на острове деревянную часовню и пещеру: "Проход
в нее тесен и проходили на коленях. Вошед в пещеру можно стоять
двум человекам. В оной стоит деревянный небольшой крест и
лежат небольшие два камня". В пещере, отмечает Мордвинов,
спасались преподобные. По всей видимости, комплекс памятников
на о. Святом был создан при игумене Ефреме /1754 -1782/, указание
на что можно найти и у Мордвинова.
ИЛЬИНСКИЙ СКИТ. Восточнее
Святого острова находится группа Байонных или Баевых островов.
На одном из них, носящем название Лембос, что в переводе с
карельского языка означает "Чертов", игумен Дамаскин
построил в 1868 г. скит с церковью
СВ. ПРОРОКА ИЛЬИ. О. Дамаскин посвятил скит выдающемуся
библейскому борцу против языческого божества Ваала, как бы
желая изгнать языческий и дьявольский дух с острова, само
название которого напоминало о сатане. По названию церкви
скит стали именовать ИЛЬИНСКИМ. На соседнем Большом Байонном
острове встала часовня ВО ИМЯ СВ.
ПРОРОКА ЕЛИСЕЯ, ученика, сподвижника св. Ильи,
продолжившего его борьбу с идолопоклонством и язычеством. 
НИКОЛЬСКИЙ СКИТ находится на одноименном островке
у входа в Монастырскую бухту. Традицией валаамского зодчества
была преемственность строительной идеи от одного игумена к
другому: там, где один ставил поклонный крест, другой на этом
же месте строил часовню, третий возводил церковь, скит. Когда-то
Никольский остров назывался Крестовым, - здесь стоял деревянный
поклонный крест. Его сменила деревянная, вслед за ней каменная
часовня и наконец - церковь. И храм, и часовни были посвящены
святителю Николаю. Покровитель путешественников и мореплавателей,
он был почитаем как православными, так и лютеранами: "Даже
финны-лютеране нередко приезжают к Валааму в своих рыбацких
лодках, чтобы поставить свечку Святителю Николаю" (из
монастырских изданий). Объединившая в своем облике лучшие
черты русского зодчества Никольская церковь /1853, архитектор
А.М.Горностаев/ вызывала восторженные отзывы паломников и
туристов: "Маленький архитектурный шедевр... подлинное
сокровище...создание лучшего архитектора России" (Ал.
Дюма). Росписи в церкви выполнены валаамскими живописцами.
В 1858 г. возведен двухэтажный келейный корпус, во втором
этаже - домовая церковь ВО ИМЯ СВ. ИОАННА ДАМАСКИНА. В южной части острова - гранитный поклонный крест /1861/
с выбитыми на нем символическими знаками православной веры
и крестных страданий Иисуса Христа.
В северо-западной части архипелага громадным утесом поднимается
остров ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ с одноименным
скитом. Монастырское предание относит существование скитской
жизни на этом острове еще ко временам средневековья, о чем
свидетельствует сохранившееся карельское название острова
- Серничан (Монашеский). В середине XIX в. игумен Дамаскин
распорядился перенести на этот остров священную реликвию -
деревянную церковь XVII в., построенную валаамскими монахами
в изгнании в Васильевском монастыре в Старой Ладоге. Обветшавший
храм почти полностью заменила новая деревянная церковь
ВО ИМЯ СВ. ПРОРОКА И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА /1858/, спроектированная А. М. Горностаевым. Она стала символическим
памятником разоренному в 1611 г. Валаамскому монастырю. Нижняя церковь ВО ИМЯ ТРЕХ ВСЕЛЕНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ (освящена в 1860 г.), заглубленная в скалу, считалась "пещерной"
- таким образом строительная традиция раннего христианства
была перенесена в Карелию и Финляндию. За оградой скита располагались
пустыньки отшельников. Подвижники Предтеченского скита жили
по самому суровому в монастыре уставу, - он запрещал посещение
острова как паломниками, так и самой братией: "Здесь
вечный пост, молчание и молитва" (Н. С. Лесков). На расстоянии
от церкви на краю скального обрыва возвышается величественный
гранитный крест /1854/, который хорошо виден со стороны Ладоги.
КОНЕВСКИЙ СКИТ с деревянной церковью ВО
ИМЯ ИКОНЫ КОНЕВСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ /1870/ был построен
в нескольких км от монастыря, на берегу тихих внутренних
озер. Эту весьма почитаемую на северо-западе России икону,
по преданию, в XIV в. привез на Валаам с Афона св. Арсений,
постриженник Валаамской обители. Впоследствии он основал монастырь
на острове Коневец на Ладожском озере, куда перенес и икону,
ставшую святыней Коневского монастыря. Валаамский скит таким
образом напоминал о миссии древнего Валаама как центра миссионерской
деятельности, "отца" многих северных монастырей.
Игумен Дамаскин не случайно выбрал этот район для строительства
скита: в здешней глуши он семь лет пустынножительствовал
еще в бытность простым монахом-отшельником, здесь он приобрел
опыт подвижничества. "Много претерпел о. Дамаскин, живя
в пустыни, от искушений бесовских, видимо и невидимо нападавших
на него. Нередко в осенние темные ночи враг являлся к нему
в виде исходящего из озерка с растрепанными волосами человека,
иногда противник вооружался на него невидимо, нагоняя на него
уныние и скуку... С молитвою на устах - крестным знамением,
как пламенным мечом, отражал добродетельный пустынник все
искушения вражия" (из монастырских изданий).
Обустроив скитскую жизнь на востоке, западе, севере островов,
игумен Дамаскин в 1873 г. построил свой последний - АВРААМИЕВСКИЙ - скит в южной части Валаама и посвятил его общерусскому святому
Авраамию Ростовскому, легендарному подвижнику древности, известному
своей успешной борьбой с идолами Волоса. Подводя итоги строительной
деятельности игумена Дамаскина, монастырский историк XIX в.
писал: "Оградил обитель со всех сторон, как бы крепостными,
отшельническими скитами, поселив в них ревностных воинов духовных,
да ратоборствующих мужественно противу невидимых врагов". 
Стараниями игумена Дамаскина в разных местностях Валаама были
поставлены многочисленные часовни (всего 20) ипоклонные кресты
(10). На одном из них высечены следующие слова: "Крест
хранитель всея вселенныя. Крест красота церкви. Крест царей
держава. Крест верных утверждение. Крест ангелов слава и демонов
язва". В южной части Валаама стоят два деревянных поклонных
креста. Один - на высоком обрывистом берегу озера Хирмулампи
(в переводе с финского - Ужасное), другой - в самом центре
о. Дивный. Не исключено, что о. Дамаскин оставлял своим преемникам
возможность в последующем на месте этих крестов выстроить
часовни, а на месте часовен - церкви, скиты. Именно так происходило
формирование всего комплекса валаамских скитов. Так, часовня
на о. Воссинансаари (в 20 км от Валаама), построенная о. Дамаскиным,
в 1897 г. уже при игумене Гаврииле превратилась в скит, который
был посвящен иконе ТИХВИНСКОЙ БОЖИЕЙ
МАТЕРИ. Эта икона, рассказывает предание, "проходила
вблизи острова по воздуху через Ладожское озеро".
ПомимоТихвинского скита в конце XIX - начале XX вв. были возведены
еще
два: СЕРГИЕВСКИЙ на о.
Пуутсаари и ГЕРМАНОВСКИЙ на о. Сюскюансаари, - оба эти острова не входят в состав Валаамского
архипелага (монастырь приобрел их в 1866 г.). Возведение скитов
в честь основателей монастыря на островах, расположенных в
материковых шхерах, как бы приближало память о первых православных
миссионерах Карелии к карельскому побережью, среди населения
которого авторитет древнего Валаамского монастыря был особенно
высок. На о. Пуутсаари сохранились церковь
ВО ИМЯ ПРЕП. СЕРГИЯ И ГЕРМАНА ВАЛААМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ /1899/, колодец и высокий поклонный крест, на лицевой стороне
которого высечена благодарственная надпись финляндским чиновникам-лютеранам,
оказавшим Валаамскому монастырю помощь в приобретении этого
острова в собственность. Сам крест четырехконечный, общехристианского
образца. Любопытна и другая надпись на постаменте. "Этот
остров с 1869 г. носит имя "остров св. Сергия".
До сего времени у финнов он назывался Пуутсаари", - давая
свое название новому владению, игумен, как видно, счел необходимым
сохранить старое, финское. На острове Германовском (фин. Сюскюансаари)
сохранилась церковь ВО ИМЯ СВ. АЛЕКСАНДРА
НЕВСКОГО /нач. XX в./. На этих островах в XIX в.
монастырь вел крупные разработки т. н. валаамского гранита. 
В первом десятилетии XX в. в южной части
острова Валаам был создан комплекс т. н. "Северного Иерусалима",
состоящий из Воскресенского и Гефсиманского скитов. ВОСКРЕСЕНСКИЙ
СКИТ (другое название - НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ)
на горе Сион возведен на месте часовни во имя св. апостола
Андрея Первозванного недалеко от причала Большой Никоновской
бухты. Согласно монастырскому преданию, "...следуя из
пределов Новгородских, апостол с сопровождавшими его учениками
пристали в заливах Никоновских". Апостол Андрей осенил
горы Валаама каменным крестом, положив этим знаком начало
христианской веры на Валааме. В память об этом легендарном
событии придел нижней церкви скита освящен во имя св. апостола
Андрея. В ней находится мраморная кувуклия с ПОДОБИЕМ
ГРОБА ГОСПОДНЯ. Верхняя церковь освящена в честь ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ /1906,
архитектор В. И. Баранкеев/. В комплекс скита входят трапезный
и настоятельский корпус, хозяйственные помещения, колодец.
Воскресенский скит, как и многие другие монастырские здания
сооружен из кирпича валаамского производства; на некоторых
сохранилось клеймо с буквами "ВМ" (Валаамский монастырь)
и годом изготовления. В километре от Воскресенского скита,
у подножия горы Елеон в 1911 г. был освящен ГЕФСИМАНСКИЙ
СКИТс деревянной церковью
УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, келейными зданиями и двумя
часовнями, одна из которых - ВОЗНЕСЕНСКАЯ - стоит на вершине горы ЕЛЕОН, к ней ведут каменные ступени,
вырубленные в скале. В глубине скита, на берегу Малой Никоновской
бухты возведен величественный каменный поклонный крест /1909/.
Создание на Валааме Нового Иерусалима, перенесение библейских
названий на Валаамские церкви, часовни, а также на природные
объекты (Мертвое море, река Иордан, Кедронский поток, Иосафатова
долина), имело следующие причины: "Побывать Святом Иерусалиме
могут лишь счастливцы. А здесь - подобия Святых мест и священных
предметов даже с частицами их подлинников" ( из монастырских
изданий).

СМОЛЕНСКИЙ СКИТ на южной оконечности Скитского острова был
последним по времени строительства скитом /1917/. Церковь
во имя ИКОНЫ СМОЛЕНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, спроектированная
вел. кн. Петром Николаевичем, была возведена на средства
другого великого князя, главнокомандующего русской армией
в годы I мировой войны Николая Николаевича в память о погибших
на фронтах русских воинах. На берегу оз. СИСЯЯРВИ (в пер. с фин.
Внутреннее) находится МОЛОЧНАЯ
ФЕРМА с рыборазводным заводом и зданием коровника
/1881/. Оснащенная паровой машиной, системой водопровода,
рельсовой дорогой для доставки молочной продукции к пристани
ферма была построена с размахом, впечатлявшим современников:
"На Валааме возводятся дворцы для коров и храмы для
коней" (В. И. Немирович-Данченко).
|